В начало

Метод реперных точек

 

Глобальный рынок стал реальностью. Глобализации экономики присущи острая конкуренция как внутри национальных границ, так и со стороны зарубежных фирм, в том числе крупных транснациональных компаний.

Глобальный рынок предопределяет следующие критерии конкурентоспособности товаров:

– качество продукции,

– цена товара,

– сроки поставки,

– стоимость эксплуатации,

– удобство обслуживания,

– имидж товара.

Хотя из приведенных критериев качество имеет самый высокий приоритет, нельзя сбрасывать со счетов и другие составляющие конкурентоспособности.

На глобальном рынке одновременно присутствуют большое число конкурентов – производителей того или иного товара. Для того чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, необходимо, как минимум, знать состояние дел с качеством и эффективностью бизнеса партнеров, то что принято называть деловым совершенством, а еще лучше использовать их передовые приемы и практические методы для достижения коммерческих успехов своей компании.

Процедуру подобного изучения и сравнения в последние годы называют методологией реперных точек (МРТ).

Эталоны для сравнения, которые применяются при МРТ являются сгустком передового опыта, а сама процедура служит средством изучения, распространения и внедрения этого опыта.

Как показывает опыт западных компаний, посредством МРТ компаниям удается добиться успехов в бизнесе за счет усовершенствования производства товаров и услуг, взаимоотношений с потребителями.

Существуют различные подходы к проведению МРТ. Приведем один из них. Он включает в себя следующие основные этапы:

– выявление тех аспектов деятельности компании, по которым потребители выделяют поставщиков, добившихся делового совершенства, из круга всех остальных;

– установление наилучших примеров практических методов работы;

– определение способов достижения лучшими компаниями высокого уровня эффективности;

– установление выполнимых, но достаточно высоких стандартов эффективности для каждого аспекта деятельности компаний;

– выявление того, что должно быть сделано для доведения показателей работы компаний до оптимального уровня;

– выполнение намеченных планов.

Процесс проведения МРТ целесообразно начинать с выбора ключевых параметров работы компании, подлежащих измерению и оценке собственной деятельности. При этом должны быть выявлены те из них, которые способны оказать наибольшее положительное влияние на взаимоотношения компании с ее потребителями и принести максимальное повышение базовых показателей деятельности компании.

Эти параметры могут следовать за составляющими конкурентоспособности – качеством продукции или услуг, скоростью и уровнем сервиса, стабильностью поставок и др.

Следующий очень важный шаг – выбор компании, с которой будут сравниваться показатели работы. Целесообразно начать сравнение между собой отдельных подразделений внутри самой компании или показателей ее деятельности в разных регионах. Что касается эталонных компаний, то это не обязательно должны быть прямые конкуренты, тем более что они неохотно делятся сведениями о ключевых характеристиках своей деятельности.

Искомую информацию можно получить в исследовательских организациях, специализированных отраслевых маркетинговых центрах, в периодических изданиях.

Однако имеется немало компаний, которые понимают взаимовыгодность подобного обмена данными. Некоторые из них могут работать на практически идентичных рынках, но по разным причинам не конкурируют друг с другом, например, в связи с географической удаленностью.

Иногда полезнее сравнивать показатели деятельности компании с обобщенными характеристиками по отрасли или экономике в целом, нежели с определенными предприятиями.

Важно отметить, что МРТ – это непрерывный процесс, а не разовое мероприятие. Так как требования потребителей постоянно меняются, меняются и характеристики работы компаний-конкурентов. Соответственно эталоны, в сравнении с которыми проводится МРТ, также меняются, и только непрерывная МРТ способна помочь компании быстрее узнавать о всех новациях и выгодно применять их на практике.