В начало

Цели и политика в области качества (Тема)

 

Цель в области качества определяет направления деятельности фирмы на протяжении ее существования. Цель нельзя часто изменять. Обычно она изменяется, когда организация принимает решение о полной переори­ентации своей деятельности.

Цель фирмы определяется руководителем до начала хозяйственной деятельности. Цель фирмы может корректироваться по мере активизации деятельности фирмы, направленной на удовлетворение требований рынка. Од­нако, как правило, уже сформулированная цель не подвер­гается существенным изменениям. Предположим, что целью фирмы, поставляющей компьютерную технику, является «предоставлять услуги всем странам и занять лидирующее  положение  в мире среди поставщиков компьютерной техники». Рассмотренная формулировка цели предполагает достаточно широкий диапазон деятельности, позволяющий обеспечивать увеличе­ние объемов производства персональных компьютеров и услуг, предоставляемых в этой области. В данном случае цели в области сбыта предусматривают удовлетворение требований определенной категории потре­бителей и выход на рынки всех стран. Цели в области качества предусматривают конкурентоспособность на мировом рынке. Для этого на предприятии необходимо предусмотреть возможности принятия внутренних стандартов, требования которых  превышают требования мировых стандартов в данной области. 

Цель в области качества является вершиной пирамиды планирования, и устанавливает  задачи бизнеса, определяемые высшим руководством, а так же тактику и стратегию, определяемые руководством среднего звена.

Политикаэто лаконично сформулированные направления и цели, которые определяются руководством по многим направлениям: общая политика, политика в области качества, политика в области сбыта, в области инвестиций и т. д.

Политика в области качества является официальным документом организации, частью общей политики. Она содержит стратегические цели в области качества, сформулированные для достижения целей задачи предприятия и обязательства (особенно со стороны руководства). Политика в области является основой функционирования всей системы  качества. Политика в области качества должна быть сформули­рована таким образом, чтобы сделать целенаправленной  деятельность каждого сотрудника. В ней также должны быть четко определены уровни стандартов качества работы для данной фирмы и рассмотрены все аспекты системы обеспечения качества. Формулировка политики в области качества должна быть краткой и доступной для восприятия.

 

После утверждения политики вся деятельность предприятия направлена на ее реализацию.

Рис. Схема процесса управления качеством

Рис. Схема процесса управления качеством

 

Стандарт ISO 8402 дает следующее определение:

   Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области ка­чества, официально сфор­мулированные высшим руко­водством. Политика в области качества является элементом общей по­литики и утверждается высшим руководством.

Структура политики в области качества.

1)      Политика в области качества (название документа)

2)      Лозунг

3)      Сущность политики. (Основные направления развития фирмы в области качества)

4)      Поставленные цели

5)      Средства реализации политики

6)      Подпись руководителя. Печать

Факторы, влияющие на политику в области качества.

1)      Гарантии предприятия относительно производимой или реализуемой продукции

2)      Требования законодательств

3)      Требования потребителей к качеству продукции и системам обеспечения качества

4)      Условия конкурентной борьбы

5)      Экономические расчеты

6)      Технологические условия

Обязательным условием функционирования системы качества является регулярный (обычно ежегодный) анализ со стороны высшего руководства систе­мы качества и ее соответ­ствия политике в области ка­чества.

 

Стандарт ISO 8402 дает следующее определение:

Анализ со стороны руководстваофициальная оценка высшим руководством состояния систе­мы качества и ее соответ­ствия политике в области ка­чества и целям.

Анализ со стороны ру­ководства может включать анализ по­литики в области качества. Результаты проверки качества (аудита) являются одни­ми из возможных входных данных для анализа со стороны руководства. Обязательным условием динамичного развития организации является выработка руководством программы улучшения качества в результате анализа состояния систе­мы качества.

Стандарт ISO 8402 дает следующее определение:

Улучшение качества - мероприятия, принимаемые в организации с целью по­вышения эффективности в ре­зультативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.