В начало

Эволюция управления качеством (Лекция)

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Сущность качества и управления им

2. Система управления качеством продукции

3. Становление и развитие менеджмент качества

4. Всеобщее управление качеством и его принципы

5. Российский опыт управления качеством

 

1. Сущность качества и управления им

 Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

В этом определении выделим термины: «объект», «характеристика», «потребность».

Объектhttp://www.e-college.ru/xbooks/xbook066/book/files/predmetnyi.gif – то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом, в частности, может быть:

- любой вид деятельности (научная, производственная, общественная и т.д.) или процесс;

- продукция (технические средства, программные средства, перерабатываемые материалы, услуги);

- организация, система или отдельное лицо;

- любая комбинация из перечисленных объектов.

К объекту предъявляются требования, чтобы определиться в его качестве. Сами «требования» могут выдвигаться и потребителем, и заказчиком, и документацией (например, стандартом).

Под характеристикойhttp://www.e-college.ru/xbooks/xbook066/book/files/predmetnyi.gif понимается отличительное свойство объекта. Характеристиками могут быть, например, показатели качества, а также любые физические, органолептические, эргономические или функциональные свойства объекта.

Потребность – это состояние неудовлетворенности требований организма, личности, предприятия или общества, необходимых для его нормального функционирования. Очевидно, что с повышением уровня жизни возрастает степень неудовлетворенности потребителя качеством выпускаемой продукции, а следовательно, и возрастает степень его требований к новой продукции, которая должна быть более качественной.

 

1.1. Качество продукции

Продукция – это материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера.

Свойство продукции – это объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающая ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

 

2. Система управления качеством продукции

Система управления качеством продукции – это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством продукции.

Целью управления является достижение требуемого уровня качества продукции.

Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления.

Под управлением качеством продукции следует понимать установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, хранении, транспортировке, эксплуатации и потреблении.

При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.

Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с характеристиками его результата, заданного программой управления.

Управляющие воздействия должны быть направлены на сохранение фактического состояния управляемого процесса или на корректирование этого состояния.

Процессы управления в системе управления качеством в общем виде подразделяются на 2 группы:

1) переводящие систему производства на более высокий уровень, т.е. обеспечивающие создание и освоение продукции более высокого технического уровня и качества

2) поддерживающие систему производства в устойчивом состоянии и обеспечивающие выпуск освоенной продукции запланированного уровня качества.

Процесс управления качеством продукции в соответствии с общей теорией управления состоит из следующих операций:

- разработка программы управления, планирование повышения качества продукции;

- получение и анализ информации о состоянии любого объекта (изделия, процесса), влияющего на качество продукции;

- принятие решения по управлению качеством продукции и подготовка воздействия на объект;

- выдача управляющего воздействия;

- получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые были вызваны управляющими воздействиями.

Таким образом, в системе управления качеством продукции реализуется принцип обратной связи.

 

3. Становление и развитие менеджмент качества

Качество это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Несмотря на то, что в настоящее время действует редакция международного стандарта ISO 9000:2005, приведенное выше определение больше соответствует сути современных представлений о предмете.

При этом определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция / услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполнению определенных требований, на­зываются признаками, характеристиками качества.

 

Таблица. Динамика понятий качества (на примерах)

Автор

Формулировка определения качества

Аристотель

(III в. до н. э.)

 

Гегель

(XIX в. н. э.)

 

 

Китайская версия

 

 

 

 

Шухарт (1931 г.)

 

 

 

Исикава К. (1950 г.)

 

 

Джуран Дж. М.

(1970 г.)

 

 

 

ГОСТ 15467-79

 

 

 

Международный стандарт

ИСО 8402-86

Различие между предметами.

Дифференциация по признаку «хороший  плохой».

 

Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество.

 

Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов – «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой».

 

Качество имеет два аспекта:

- объективные физические характеристики;

- субъективная сторона: насколько вещь «хороша»

 

Качество – свойство, реально удовлетворяющее потребителей.

 

Пригодность для использования (соответствие назначению).

Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям)

 

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением

 

Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

 

В своей жизни и деятельности человек повсюду имеет дело с созданным его разумом и руками вещественным миром, который при всём своём бесконечном многообразии обладает единой общностью, имя которой – качество продукции.

Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей, и этим определяется его уникальная общественная, экономическая и социальная значимость. Чем выше качество продукции, тем большим богатством обладает общество и тем большими материальными возможностями оно располагает для своего дальнейшего прогресса.

В истории качества существует пять перекрывающихся и продолжающихся фаз, которые развивались под давлением противоречия между внутренними и внешними целями производителя обеспечением качества выпускаемой продукции и укреплением положения производителя на рынке (внешняя цель) и повышением эффективности производства, то есть увеличением прибыли компании (внутренняя цель). Это противоречие на каждой стадии развития производства, рынка и общества имело свою специфику. Эволюция методов обеспечения качества приведена ниже.

1. Фаза отбраковки

2. Фаза контроля качества

3. Фаза управления качеством

4. Фаза менеджмента качества

5. Фаза качества среды

Развитие философии качества иллюстрируют «Звезды качества».

Рис.  «Звезда качества»

 

В основании звезды качества находится система управления качеством, соответствующая определенной концепции. Пять элементов «Звезды качества» соответствуют различным областям, в которых происходили основные изменения в ходе развития систем качества: в системе мотивации, в системе обучения персонала, во взаимоотношениях с поставщиками, с потребителями, а также в документировании системы качества.

В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти звезд качества.

Всеобщий менеджмент качества (TQM) постепенно пришел на смену всеобщему управлению качеством (TQC). Необходимость развития этой фазы связана с развитием мирового рынка товаров и услуг, резким обострением конкуренции на этом рынке и политикой государственной защиты интересов потребителей.

Все это привело к ситуации, когда выпуск на рынок продукции, имеющей «детские болезни» или удовлетворяющей запросы потребителя в меньшей степени, чем изделия конкурентов, связана с одной стороны, с развитием теории надежности изделий, и с другой стороны, с широким внедрением вычислительной техники в процесс разработки изделий.

 

Рис. Пять звезд качества

 

4. Всеобщее управление качеством и его принципы

Основой концепции новой фазы стали:

- идея, что большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ;

- перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, а также моделирование процессов производства изделий, что позволяет обнаружить и устранить конструкторские и технологические дефекты еще до начала стадии производства;

- место концепции «ноль дефектов» заняла концепция удовлетворенного потребителя»;

- высокое качество необходимо предоставить потребителю за приемлемую цену, которая постоянно снижается, т.к. конкуренция на рынках очень высока.

Основные идеи новой фазы сформулированы в работах Тагути, доктора Мицуно, в научных разработках компаний «Тойота» и «Мицубиси».

Тагути (иногда употребляется написание Тагучи) – предложил функцию потерь качества, разработал методику планирования промышленных экспериментов.

 

5. Российский опыт управления качеством

Название системы

Дата и место создания

Основная суть системы

 

Критерии управления

 

Объект управления

 

Область применения

 

БИП

(бездефектное изготовление продукции)

1955 г. Саратов

Строгое выполнение технологических операций

Единичный: Соот-ветствие качества результата труда требованиям НТД. Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления.

Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей.

Производство

СБТ

(система бездефектного труда)

1961 г. Львов

Высокий уровень выполнения операций всеми работниками

Единичный: Соответствие качества результата труда установлен-ным требованиям. Обобщенный: Коэффициент качества труда.

Качество индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей.

Любая стадия жизненного цикла продукции.

КАНАРСПИ

(качество, надежность, ресурс с первых изделий)

1958 г. Горький

Высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства.

Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям.

Качество изделия и качество труда коллектива.

Проектирова-ние + техноло-гическая под-готовка произ-водства, производство.

НОРМ

(научная организация работ по повышению моторесурса двигателей)

1964 г. Ярославль

Повышение технического уровня качества изделий.

Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании.

Качество изделия и качество труда коллектива.

Весь жизненный цикл продукции.

КСУКП

(комплексная система управления качеством продукции)

1975 г. Львов

Управление качеством на базе стандартизации.

Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники.

Качество изделия и качество труда коллектива.

Весь жизненный цикл продукции.

КСПЭП

(комплексная система повышения эффективности производства)

1980г. Краснодар

Управление качеством продукции и эффективностью производства

Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества.

Качество продукции, экономические показатели предприятия.

Весь жизненный цикл продукции.