В начало

Характеристика стандартов ИСО 9000 (Тема)

 

В марте 1987 г. Международная организация по стандартизации (ИСО) приняла комплекс международных стандартов ИСО серии 9000 «Управление качеством продукции»:

- ИСО 9000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению.

- ИСО 9001. Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

- ИСО 9002. Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.

- ИСО 9003. Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

- ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.

Стандарт ИСО 9001 использовался тогда, когда система качества у поставщика должна обеспечить соответствие определенным требованиям к продукции на стадиях исследования и проектирования, производства, транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.

Стандарт ИСО 9002 использовался в том случае, когда система качества у поставщика должна обеспечить соответствие определенным требованиям к продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и монтажа.

Стандарт ИСО 9003 использовался только в процессе контроля и испытаниях готовой продукции.

Стандарты 9001 – 9003 действовали в условиях, когда осуществлялась проверка системы обеспечения качества продукции предприятия, и в этом случае они служили моделями, на соответствие которым проверялась система. Проверка системы качества предприятия проводилась по соглашению между поставщиком и потребителем и могла являться одним из условий контракта. При этом, по соглашению сторон, требования к системе качества могли уточняться, дополняться и изменяться по отношению к стандартам.

При проверке систем качества проверяют:

- соответствие показателей качества продукции установленным требованиям;

- соответствие производства и его способность изготавливать продукцию в соответствии с установленными требованиями;

- наличие на предприятии документально оформленных требований к элементам системы качества и соответствие элементов одной из трех моделей;

- соблюдение требований документов и способность системы обеспечить соответствие продукции установленным требованиям.

В международных стандартах версии 1987 г. были сформулированы основные принципы систем качества, которые не утратили своей активности и в настоящее время.

- Прежде всего, установлено, что система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижения поставленных целей в области качества. Поэтому первичным является формулирование и документальное оформление высшими руководителями предприятия политики в области качества. Руководство должно обеспечить понимание этой политики, ее проведение и внедрение на всех уровнях организации.

- Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и призвана обеспечить качество конкретной продукции и поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, могут функционировать подсистемы качества по определенным видам продукции.

Например, система качества завода АМО-ЗИЛ может включать 3 подсистемы:

- подсистему обеспечения качества грузовых автомобилей;

- подсистему обеспечения качества бытовых холодильников;

- подсистему обеспечения качества легковых автомобилей.

Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции. В международном стандарте 9004 жизненный цикл продукции получил название «петля качества» и был разбит на более мелкие этапы:

1.      Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2.      Проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции.

3.      Материально-техническое снабжение.

4.      Подготовка и разработка производственных процессов.

5.      Производство. Контроль, проведение испытаний и обследований.

6.      Упаковка и хранение.

7.      Реализация и распределение продукции.

8.      Монтаж и эксплуатация.

9.      Техническая помощь и обслуживание.

10.  Утилизация после использования.

По характеру воздействий на этапы петли качества могут быть выделены три направления: улучшение качества, обеспечение качества, управление качеством.

Целью постоянного улучшения качества продукции является:

- либо улучшение параметров продукции;

- либо повышение стабильности качества изготовления;

- либо снижение издержек.

Вышеприведенная формулировка вытекает из принципов оптимизации, где в качестве оптимизируемого параметра может выступать какой-либо один, а остальные являются ограниченными.

Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству. Для технических изделий обеспечение качества означает, что обеспечивается проектирование и изготовление изделия таким образом, что все его детали и изделие в целом изначально могут выполнять заданные функции.

Управление качеством продукции представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий и вызвавших их причин. Примером управления качества могут служить статистическое регулирование технологического процесса с помощью контрольных карт. Этот метод позволяет предупреждать появление дефектов и отклонений и поэтому является предпочтительным перед методами, связанными с управлением качеством по уже сложившимся отклонениям.

Следующая версия международных стандартов датируется 1994 г., когда был принят стандарт ИСО 9000-1:1994 «Стандарты по общему руководству качеством и обеспечению качества. Часть 1. Руководство по выбору и применению». Структурно эти стандарты повторяют версию 1987 г., однако число документов было увеличено за счет введения дополнительных частей в стандарты ИСО 9000 и ИСО 9004. Хронологически эта версия стандартов принималась с 1991 по 1997 гг.

Помимо указанных стандартов в комплекс вошли стандарты серии 10000, охватывающие различные управления качеством.

Стандарты серии 1000 включают в себя:

- ИСО 10005:1995. Общее руководство качеством. Руководящие указания по программе качества;

- ИСО 1006:1997. Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектированием;

- ИСО 1007:1995. Административное управление качеством. Руководящие указания по административному управлению конфигурацией;

- ИСО 10011-1:1990. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка;

- ИСО 10011-2:1991. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов;

- ИСО 10011-3:1991. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок;

- ИСО 10012-1:1992. Обеспечение качества измерительного оборудования. Часть 1. Система метрологического обеспечения для оборудования и др.

Одной из важнейшей особенностей этой версии международных стандартов является то, что их объектами, наряду с продукцией, стали также услуги и программные средства.

15 декабря 2000 г. Международная организация по стандартизации опубликовала стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г.

В их состав вошли:

- ИСО 9000. Система менеджмента качества. Общие положения и словарь.

- ИСО 9001. Система менеджмента качества. Требования.

- ИСО 9004. Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.

ИСО 9000:2000 устанавливает понятия, основные термины и определения. Используемые в стандартах семейства ИСО 9000, которые необходимы во избежание их неправильного толкования при применении.

ИСО 9001:2000 содержит требования, используемые для оценки способности выполнять требования потребителей и применимые обязательные требования, также направленные на удовлетворение потребителей. В настоящее время это единственный стандарт семейства ИСО 9000, на соответствие требованиям которого может осуществляться сертификация третьей стороной.

ИСО 9004:2000 содержит методические указания по постоянному улучшению СМК в интересах всех сторон на основе устойчивой удовлетворенности потребителей.

К этим стандартам примыкают:

- ИСО/ТУ 16949:1999. Системы качества. Поставщики изделий для автомобильной промышленности.  Отраслевые требования по применению стандарта ИСО 9001:1991, который содержит отраслевые методические указания по применению ИСО 9001 в автомобильной промышленности.

- ИСО 19011. Руководящие указания по проверке СМК и (или) охране окружающей среды (в настоящее время находится в разработке). Даются рекомендации по проверке способности системы достичь поставленных целей.

Особенностью данной версии международных стандартов является то, что требования к системе качества установлены только в одном стандарте – ИСО 9001, охватывающем все стадии жизненного цикла. Следует отметить также изменение терминологии. При переводе версии стандартов 2000 г. применен термин «менеджмент» вместо «управление».

Под «менеджментом» здесь понимается скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

В стандартах дается обоснование необходимости создания СМК, которые могут содействовать организации в повышении удовлетворенности потребителей. Системный подход к менеджменту качества побуждает организацию анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. СМК дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.