В начало

Качество как экономическое понятие (Лекция)

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Экономический эффект от внедрения системы управления качеством

2. Экономический эффект от функционирования системы управления качеством

3. Подход «Оптимальное количество дефектов в управлении  качеством

4. Подход «Нуль дефектов» в управлении качеством

5. Функция зависимости прибыли от качества и цены

6. Разрешение проблемы «Стоимость эффективность» в управлении качеством

7. Формы общественного признания достижений в области качества

 

1. Экономический эффект от внедрения системы управления качеством

Э – суммарный годовой экономический эффект предприятия от внедрения системы управления качеством определяется как:

Э = Эбр + Эр + Энп + Эосв + Эм + Эт + Энр + Эпр  + Эф,

где Эбр – годовой эффект от сокращения брака;

Эр - годовой эффект от сокращения потерь от рекламаций;

Энп - годовой эффект от сокращения непроизводительных потерь;

Эосв - годовой эффект от снижения расходов на подготовку и освоение производства;

Эм - годовой эффект от снижения материальных затрат на производство продукта;

Эт - годовой эффект от снижения трудовых затрат на производство продукта;

Энр - годовой эффект от снижения накладных расходов за счет увеличения объемов производства;

Эпр - годовой эффект от увеличения прибыли за счет роста объемов;

Эф - годовой эффект от годового прироста прибыли за счет экономии средств, предназначенных для платежей за основные и производственные фонды. Коэффициент экономической эффективности определяется по формуле:

, где

 

Э – суммарный годовой экономический эффект предприятия от управления качеством;

Кппредпроизводственные единовременные затраты на разработку и внедрение системы управления качеством.

 

            2. Экономический эффект от функционирования системы управления качеством

             

Экономическая эффективность от функционирования системы управления качеством определяется по формуле

Эфс = Эп - Эп-1,

где Эп - суммарный годовой экономический эффект предприятия от управления качеством за отчетный период;

Эп-1 - суммарный годовой экономический эффект предприятия от управления качеством за предшествующий период.

 

 

3. Подход «Оптимальное количество дефектов в управлении  качеством

            Традиционный подход ориентирован на оптимальный уровень дефектов. Сторонники такого подхода считают, что слишком большой или слишком маленький уровень дефектов ведут к повышенным затратам фирмы.

         Рис. Экономические зависимости, поясняющие стратегию  «оптимальное количество дефектов»

 

 

4. Подход «Нуль дефектов» в управлении качеством

 

Рис.  Экономические зависимости, поясняющие стратегию «ноль дефектов»

 

Другой, появившийся позже и нашедший широкое распространение на ведущих, особенно на японских фирмах, подход, ориентирует на использование концепции «нуль дефектов», как самой экономически выгодной для предприятия. Специалисты таких затрат считают, что производителю экономически выгодней встать на позицию потребителя и стремиться к отсутствию дефектов.

 

Таблица. Сравнение стратегий в области затрат на качество, %

Затраты

США   

Япония

На профилактику дефектов

На контроль

На устранение дефектов

Итого:

0,5

4,5

20

25

2,5

3

7,5

13

 

5. Функция зависимости прибыли от качества и цены

Функция представляет собой объемную, куполообразную поверхность. Прибыль падает при малом и  при излишне высоком уровне качества, а также при слишком низких ценах, т.к. при этом падает спрос на продукт, доля рынка и, следовательно, оборот. Прибыль будет максимальна при удовлетворяющем потребителя качестве и приемлемой для него цене.

 

       

Рис. Прибыльность как функция качества и цены

 

6. Разрешение проблемы «Стоимость эффективность» в управлении качеством

С внедрением новых подходов  и моделей систем управления качеством, противоречие между затратами на повышение качества и ростом эффективности производства, было преодолено – применение новых идей TQM позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство.

Рис. Разрешение проблемы

«Стоимость (издержки) – эффективность(спрос)»

             

7. Формы общественного признания достижений в области качества

Уровень иерархии

Объект управления

Элементы объекта управления

Механизм управления качеством

Форма общественного признания

1

Качество продукции

Готовая продукция

Качество изделия, качество сервиса

Контроль соответствия

Сертификат соответствия на продукцию

2

Качество производства

Производство

Качество оборудования,

технологии,

процессов,

условий труда,

квалификации

рабочих

Система управления качеством продукции

Сертификат соответствия на систему

3

Качество организации

Организация

Качество системы управления

Качество оснащенности

Качество руководства

Качество организации

Всеобщее управление качеством (TQM)

Премии качества

4

Качество общества

Общество

Качество культуры

Качество политико-правовой и  экономической Качество системы

Качество информации

Качество науки и техники

Качество жизни

 

 

 

      Основной формой общественного признания для организаций являются премии качества. Наиболее известными премиями за достижение успехов в области качества являются:

·  Премия Деминга (Япония, 1951 г.). Ориентирована на оценку стандартизации и стабильности процессов;

·  Премия Болдриджа (США, 1987 г.). Вручается победителям конкурса за достижение запланированного уровня качества;

·  Европейская премия (1992 г.). Оценивает по девяти направлениям;

·  Премия Правительства РФ в области качества (1996 г.), оценивает деятельность фирмы по девяти направлениям и ориентирована на обеспечение совместимости с зарубежными премиями с максимальным учетом российской специфики. Например, критерий Европейской премии «Воздействие на общество» был заменен актуальными для России критериями «Безопасность продукции» и «Экологичность продукции».