В начало

Методы контроля качества (Тема)

Различают следующие методы определения показателей качества продукции.

1. Измерительный, осуществляемый на основе технических СИ. Он базируется на информации, получаемой с использованием СИ и контроля.

С его помощью определяют значения таких показателей качества, как масса изделия, сила тока, скорость автомобиля и др.

2. Регистрационный, осуществляемый на основе наблюдения и подсчёта числа определённых событий, предметов или затрат. Он базируется на информации, получаемой путём регистрации и подсчёта числа определённых событий, например, отказов изделия при испытаниях, подсчёта числа дефектных изделий в партии и т.п.

3. Расчётный, осуществляемый на основе использования теоретических (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Его применяют главным образом при проектировании продукции, когда последняя не может ещё быть объектом экспериментального исследования. Этим же методом могут быть установлены зависимости между отдельными показателями качества продукции. Расчётный метод служит для определения значений массы изделия, показателей его производительности, мощности, прочности и др.

4. Органолептический, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств. При органолептическом методе определения показателей качества продукции органы чувств человека выдают информацию о получении существующих ощущений. Значения показателей качества находят путём анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта. Поэтому точность и достоверность таких значений зависят от квалификации, навыков и способностей лиц, определяющих их.

Органолептический метод не исключает возможности использования технических средств (лупа, микроскоп, микрофон, слуховая трубка и т.д.), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств.

Органолептический метод широко применяется для определения показателей качества напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой обусловлено или связано с эмоциональным воздействием на потребителей. Показатели качества, определяемые органолептическим методом, выражаются обычно в баллах.

5. Экспертный, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами.

6. Социологический, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Сбор мнений фактических или возможных потребителей продукции осуществляют устным способом, опросом или с помощью распространения анкет вопросников, путём проведения конференций, совещаний, выставок, дегустаций и т.п.

Социологический метод иногда может применяться для определения коэффициентов весомости показателей качества продукции.

Методы технического контроля характерны для каждого участка производства и объекта контроля, их различают на:

– визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие поверхностных дефектов;

– измерение размеров, позволяющее определять правильность форм и соблюдение установленных размеров в материалах, заготовках, деталях и сборочных соединениях;

– лабораторный анализ, предназначенный для определения механических, химических, физических, металлографических и других свойств материалов, заготовок, деталей;

– механические испытания для определения твёрдости, прочности и других параметров;

– рентгенографические, электротермические и другие физические методы испытаний;

– технологические пробы, проводимые в тех случаях, когда недостаточно лабораторного анализа;

– контрольно-сдаточные испытания, служащие для определения заданных показателей, качества;

– контроль соблюдения технологической дисциплины;

– изучение качества продукции в сфере потребления;

– электрофизические методы измерения параметров изделия;

– методы исследования и контроля, основанные на использовании электронных и ионных пучков.

В настоящее время широкое распространение в промышленности находят новые физико-технические методы контроля качества продукции, основанные на использовании ультразвука, рентгеноскопии, радиоактивных изотопов. Эти методы позволяют расширить возможности контроля качества продукции и анализа технологических процессов, не вызывая разрушения образцов и, как правило, обеспечивая экономический эффект.

Оценка уровня качества продукции – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих решений в системе управления качеством продукции.

В общем случае оценка уровня качества состоит из следующих этапов:

– выбор номенклатуры показателей качества и обоснование её необходимости и достаточности,

– выбор или разработка методов определения значений показателей качества;

– выбор базовых значений показателей и исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции;

– определение фактических значений показателей качества и их сопоставление с базовыми;

– сравнительный анализ вариантов возможных решений и нахождение наилучшего;

– обоснование рекомендаций для принятия управляющего решения.

Содержание каждого из перечисленных этапов и объём работ на каждом из них существенным образом зависят от цели оценки качества продукции.

Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки, какие варианты возможных решений следует сравнивать между собой и на какие вопросы ответить при обосновании рекомендаций.

В зависимости от цели оценки выбирают также базовые значения показателей.

Обозначим рi – фактическое значение i-го показателя качества оцениваемой продукции (i = 1, 2, 3, … n), рi – базовое значение этого показателя, p1,оп – оптимальное его значение.

Сопоставить  рi  с  рi  можно  нахождением  отклонения Dpi = рiрi, нахождением относительного показателя качества рi/рi и нахождением относительного отклонения

.

Только при условии рi = рi,оп оценивается действительно качество продукции. Если же это условие не соблюдено, то речь следует вести только о проверке соответствия продукции установленным требованиям, в частности, при её разработке, испытаниях, производстве, аттестации, ремонте и т.д.

Всё вышесказанное относится также к оценке технического уровня продукции при условии использования показателей её технического совершенства.

Для оценки качества продукции используют следующие методы:

1.      Дифференциальный, основанный на использовании единичных показателей ее качества.

2.      Комплексный, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.

3.      Смешанный, основанный на одновременном использовании единичных и комплексных показателей её качества.

4.      Статистический, при котором значения показателей качества продукции определяют с использованием правил математической статистики.