В начало

Методы управления качеством (Тема)

 

Для наиболее полного представления методов и средств управления качеством применяемые в методической и учебной литературе подходы к систематизации могут быть объединены и дополнены. К средствам управления качеством отнесены орудия, предметы, совокупность приспособлений для осуществления менеджмента качества: оргтехника, банки нормативной документации, средства связи и метрологии и т.д., а также управленческие отношения – отношения субординации и координации.

Рис. Классификация средств и методов управления качеством 
Рис. Классификация средств и методов управления качеством

 

Методы управления качеством – способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества. Наряду с отдельными методами выделены представляющие их комбинации комплексные методы, а также теоретические основы, концепции и системы. В отличие от комплексных методов, концепции и системы предполагают не только применение определенного набора методов, но и реформирование подхода к управлению организацией.

Отдельные методы полезно классифицировать по объекту воздействия: информация, социальные системы, оборудование. Последние связаны с особенностями конкретного производственного процесса, включают методы измерений, настройки и др. Управление социальными системами, как правило, подразделяется на экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.

 

Рис. Классификация методов управления качеством 
Рис. Классификация методов управления качеством

 

Экономические методы управления подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий, отделов систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. Развитие рыночных отношений требует более широкого использования экономических методов управления качеством. К таким методам могут быть отнесены:

·   финансирование деятельности в области управления качеством;

·   хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;

·   экономическое стимулирование производства;

·   ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;

·   применение системы оплаты труда и материального поощрения;

·   использование экономических мер воздействия на поставщиков;

·   бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг.

Организационно-распорядительные методы осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководства и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества:

·   регламентирование (функциональное, должностное, структурное);

·   стандартизация;

·   нормирование;

·   инструктирование (объяснения, разъяснения);

·   распорядительное воздействие (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др.).

Социально-психологические методы влияют на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. В области менеджмента качества к ним могут быть отнесены:

·         моральное стимулирование высокого качества результатов труда;

·         приемы улучшения в коллективе психологического климата (ликвидация конфликтов, подбор и обеспечение психологической совместимости сотрудников);

·         учет психологических особенностей членов трудовых коллективов;

·         формирование мотивов трудовой деятельности персонала, направленных на достижение требуемого качества;

·         сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;

·         способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива.