В начало

Основные принципы TQM (Тема)

 

Total quality  management (TQM) – всеобщий менеджмент качества – концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания.

TQM включает в себя:

1.      контроль в процессе разработки новой продукции;

2.      оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала;

3.      входной контроль материалов;

4.      контроль готовой продукции;

5.      оценку качества продукции;

6.      оценку качества производственного процесса;

7.      контроль качества продукции и производственного процесса;

8.      анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества);

9.      использование информации о качестве продукции;

10.  контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;

11.  обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;

12.  гарантийное обслуживание;

13.  координацию работ в области качества;

14.  совместную работу по качеству с поставщиками;

15.  использование цикла PDCA ("plan – do - check – action");

16.  работу кружков качества;

17.  управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности. заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах – поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;

18.  работу в области качества по методу межфункционального управления ("crossfunctionmanagement");

19.  участие в национальных кампаниях по качеству;

20.  выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);

21.  участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;

22.  проведение мер по формированию культуры качества;

23.  подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;

24.  возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

 

Составные части системы TQM:

1.      КОРЕННАЯ, КЛЮЧЕВАЯ СИСТЕМА – это те методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля и поэтому используются на всех фирмах. Они могут импортироваться в любую страну.

2.      СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ – это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Эта система отражает специфику страны и каждого предприятия, связана с национальной культурой и традициями страны. Ее надо создавать самим, перенос опыта или перевод документов на свой язык ничего не даст.

3.      СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ САМИХ ПРИНЦИПОВ И СОДЕРЖАНИЯ TQM. Она еще более специфична, на ней сильнее отражаются национальные особенности, экономические порядки внутри страны, действующее законодательство.

 

Цель TQM – достижение более высокого качества продукции и услуг.

 

Эффективность TQM зависит от условий:

1)      Высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества;

2)      Инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей;

3)      Организационные структуры преобразуются или создаются специально под всеобщий менеджмент качества

 

Таблица. Приемы и средства, используемые для TQM

КАЧЕСТВО

ПРОЦЕСС

ПЕРСОНАЛ

РЕСУРСЫ

Управление качеством

Управление процессами

Управление персоналом

Управление ресурсами

Определение понятия качества

Устойчивость (стабильность) процесса

Команда управляющих

Программа расходов на качество

Политика качества

Статистические методы контроля

Всеобщее обучение качеству

Показатели для контроля

Всеобщее обучение качеству

Возможность процессов

Организация рабочих групп

Стоимостные показатели

Отношения с внутренними потребителями

Решение технологических проблем

Методы и средства мотивации

Консервация ресурсов

Системы качества

Совершенствование (улучшение) процесса

Связующие звенья

Улучшение окружающей среды

Кружки качества

Анализ характера и последствий отказов на стадии проекта

Теории интенсификации

Работа по принципу "Точно в срок"

Методы Тагучи

То же на стадии производства

Повышение квалификации