В начало

Премии качества (Лекция)

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Премия Деминга

2. Премия Болдриджа

3. Европейская премия качества

4. Российская премия качества

 

Основной формой общественного признания заслуг в области совершенствования качества для организаций являются премии качества.

Наиболее известными премиями качества являются:

-   Премия Деминга (Япония, 1951 год)

-   Премия Болдриджа (США, 1987 год)

-   Европейская премия (1992 год).

 

1. Премия Деминга

Премия Деминга оценивала деятельность организации по 48 показателям, объединенным в 10 групп:

1.      проведение политики в области качества;

2.      организация и управление деятельностью предприятия;

3.      сбор и обработка информации о качестве;

4.      получение и распространение знаний в области управления качеством;

5.      анализ проблем качества;

6.      стандартизация;

7.      контроль качества;

8.      обеспечение качества;

9.      достигнутые результаты;

10.  планы в отношении качества.

Такая система оценки деятельности фирмы ориентирована, в первую очередь, на оценку стандартизации и стабильности процессов.

 

2. Премия Болдриджа

Американская национальная премия качества (премия Болдриджа) вручается победителям конкурса Президентом США во Всемирный день качества. Она рассматривает 32 показателя деятельности организации, объединяя их в семь групп:

1.      руководство деятельностью в области качества;

2.      аналитическая работа;

3.      стратегическое планирование качества;

4.      обеспечение качества;

5.      работа с персоналом;

6.      достигнутые результаты;

7.      удовлетворение запросов потребителей.

Премия Болдриджа ориентирована, прежде всего, на достижение запланированного уровня качества. От премии Деминга ее отличает внимание  к стратегическому планированию качества. 

 

3. Европейская премия качества

Европейская премия качества обобщила положительный опыт существовавших до нее оценочных систем. Она содержит оценку деятельности организаций по девяти направлениям:

1.      роль руководства в управлении качеством;

2.      управление персоналом;

3.      стратегия и политика в области качества;

4.      эффективность использования ресурсов;

5.      процессы;

6.      удовлетворенность персонала работой;

7.      удовлетворенность потребителей;

8.      результаты деятельности;

9.      воздействие на общество.

 

4. Российская премия качества

Российская премия качества (Премия Правительства Российской Федерации в области качества) была учреждена в апреле 1996 года. С тех пор премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе. При разработке Российской премии по качеству одновременно решались две задачи:

1.      обеспечение совместимости с зарубежными премиями

2.      максимально возможный учет российской специфики.

Приоритетной являлась первая задача, что было обусловлено, во-первых, необходимостью интеграции российской экономики в мировую, а во-вторых, обеспечением российским предприятиям возможности сравнения результатов их деятельности в области совершенствования качества с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере.

В рамках российского конкурса организации оцениваются по девяти критериям следующим образом:

1.      роль руководства в организации работ – 100 баллов.

Оценивается приверженность руководства идее совершенствования качества, их личное участие в деятельности по управлению качеством, эффективность руководства. Содействие процессу совершенствования качества может осуществляться посредством грамотной расстановки приоритетов, выделения ресурсов для обучения, вовлечения персонала в решение проблем качества, стимулирования достижений в области качества;

2.      использование потенциала персонала – 120 баллов.

Оцениваются процедура найма, системы обучения и повышения квалификации, поощрительная система, согласованность кадровой политики с политикой качества, уровень общественной активности персонала, степень социальной защиты персонала, его осведомленность в вопросах безопасности труда и экологии.

3.      планирование в области качества – 100 баллов.

Оценке подлежат информационная база планирования, структура планов, целостность системы планирования работ по качеству, процедура разработки планов, степень осведомленности персонала организации о планах, регулярность анализа и корректировки планов;

4.      рациональное использование ресурсов – 100 баллов.

По всем видам ресурсов организации (сырьевым, финансовым информационным и т.д.) оцениваются полнота учета, эффективность использования, непрерывность контроля, согласованность ресурсной базы с необходимостью совершенствования качества;

5.      управление технологическими процессами – 130 баллов.

Рассматриваются наличие регламентированных требований к производственным процессам, наличие и качество технологических инструкций, эффективность используемых технологических режимов, динамика процесса совершенствования приемов работы, степень владения персоналом современными приемами управления технологическими процессами;

6.      удовлетворенность персонала работой в организации – 90 баллов.

Оценке подлежат мотивированность персонала (возможность карьерного роста, участия в управлении, наличие системы общественного признания заслуг), условия работы (оплата труда, условия найма, рабочий микроклимат и т.д.), условия отдыха (система отпусков, медицинское обслуживание и т.п.);

7.      удовлетворенность потребителей – 180 баллов

Конкретными показателями могут выступать, например, число жалоб или рекламаций на продукцию (услуги), доля постоянных потребителей. Качественными показателями являются отношение потребителей к продукции и услугам (соответствие требованиям, цены, своевременность поставки и т.д.), отношение к сервису (гарантийное обслуживание, качество документации, техническая помощь и др.), отношение к фирме (активность, отзывчивость, мобильность и т.п.);

8.      Результаты деятельности организации – 120 баллов.

Рассматриваются показатели прибыли и убытков, объемов продаж, величины заемных средств, размеров фондов, движение финансовых потоков, а также коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и т.д.;

9.      Безопасность продукции для общества – 60 баллов.

Оценивается, в первую очередь, экологичность продукции.

Модель Российской премии качества показана ниже.

Рис. Модель Российской премии качества

Рис. Модель Российской премии качества

 

В Российской премии общая балльная оценка первой группы критериев составляет 550 баллов, а второй – 450 баллов, что говорит о стремлении активизировать работу российских организаций в области совершенствования внутрифирменной деятельности, связанной с качеством. В то же самое время Европейская премия оценивает предпосылки и результаты одинаково.

Премии качества привлекательны, прежде всего, своей престижностью. Приз с эмблемой Российской премии по качеству и диплом – это фактически сертификат лидерства предприятия в области менеджмента качества.