В начало

Сертификации в управлении качеством (Тема)

 

Сущность и основные понятия сертификации

Сертификация представляет собой деятельность по документальному подтверждению соответствия продукции, услуги, процесса или системы установленным стандартам.

Цели сертификации:

1.      Защита человека и окружающей среды от потенциально опасной продукции;

2.      Содействие потребителям в приобретении качественных товаров и услуг;

3.      Создание условий для деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) на национальном и международном рынках.

Различают несколько видов сертификации:

1.      Обязательная сертификация является средством государственного контроля над безопасностью продукции. В России обязательной сертификации подлежат товары и услуги, предназначенные для личного потребления, средства производства, оружие, транспортные средства и т.д.

2.      Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между ними и органом по сертификации. За рубежом не существует деления сертификации на обязательную и добровольную.

3.      Самосертификация (заявление изготовителя или поставщика) заключается в том, что изготовитель или поставщик сам выполняет все необходимые действия и заявляет об этом специальным документом или маркировкой продукции (сопроводительного документа) знаком сертификации.

4.      Сертификация третьей стороной производится системой органов, формально не относящихся ни к изготовителю, ни к потребителю продукции и включающей официальные центры (лаборатории) по испытаниям, инспектирующие органы и национальные организации по стандартизации. Сертификация третьей стороной называется системой сертификации.

В настоящее время в РФ действуют 17 систем обязательной сертификации и более 100 систем добровольной.

Объекты сертификации

·        Продукция потребительского и производственно-технического назначения;

·        Работы и услуги;

·        Системы качества.

Сертификат соответствия – документ, подтверждающий соответствие объекта сертификации всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Этот документ практически означает допуск товара на рынок.

 

Правовая основа сертификации

Фактически сертификация в РФ началась в 1992 г. – с принятия  законов:

·        «О сертификации продукции и услуг»;

·        «О стандартизации»;

·        «О защите прав потребителей»;

·        «Об обеспечении единства измерений».

С этого же года вводится обязательная сертификация импортируемых и экспортируемых товаров и услуг по требованиям безопасности.

      1993 г. введение Госстандартом ежегодного перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. В этот перечень в первую очередь включаются товары и услуги, на которые в государственных стандартах установлены требования по обеспечению:

·        безопасности жизни и здоровью потребителей;

·        безопасности имущества потребителей;

·        охраны окружающей среды.

·        Особенности закона «О защите прав потребителей»

·        Закон основан на приоритете прав потребителей;

·        Законом запрещено министерствам и ведомствам принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей;

·        Закон действует одинаково на всей территории России;

·        Уточнены основные понятия, связанные с защитой прав потребителей. 

 

Порядок проведения сертификации товаров и услуг

В системе ГОСТ Р предусмотрен следующий порядок сертификации товаров и услуг:

1.      подача заявки на сертификацию в орган по сертификации.

2.      Решение по заявке

3.      Отбор образцов и их испытания

4.      Аттестация производства

5.      Решение о выдаче сертификата

6.      Оформление, регистрация, выдача сертификата и лицензии на использование знака соответствия

7.      Маркировка продукции (упаковки) знаком соответствия

8.      Инспекционный контроль продукции и производства.

 

Сертификация систем управления качеством

Принципы сертификации систем качества

·        Добровольность;

·        Объективность оценок;

·        Воспроизводимость результатов оценок;

·        Информативность;

·        Конфиденциальность.

Объекты оценки

·        Деятельность по обеспечению качества;

·        Качество продукции;

·        Производственная система.

Деятельность по управлению и обеспечению качества оценивается на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9000.

Результатом проверки является один из трех выводов о соответствии установленным требованиям:

1. Полное соответствие;

2. Частичное соответствие (обнаружены незначительные  несоответствия по элементам системы);

3. Несоответствие.