В начало

Управление затратами на качество (Лекция)

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Структура затрат на качество

1.1. Затраты на предупреждающие действия

1.2. Затраты на оценку качества

1.3. Затраты на дефекты в процессе производства

1.4. Затраты на дефекты, выявленные  вне производства

2. Управление затратами на качество

 

1. Структура затрат на качество

Управление затратами на качество, как отмечалось выше, является наиболее распространенным и часто используется при построении системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000. Затраты на качество включают все расходы, связанные с качеством, и подразделяются на две общие группы - затраты, вызванные несоответствиями, и затраты на предупреждение и выявление несоответствий.

Стандарт ISO 8402 дает следующее определение:

Затраты, связанные с качеством  (затраты на качество) – затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также затраты, связанные с потерями в том случае, когда не достигнуто удовлет­ворительное качество.

Затраты на качество, как показано на  рис 33 подразделяются на:

– планируемые затраты на управление качеством (капиталовложения);

– непредвиденные затраты, вызванные дефектами  (потери).

Рис. Структура затрат на качество

Рис. Структура затрат на качество

 

Затраты на управление качеством  (капиталовложения) сводятся к затратам на предупреждающие действия  и затратам на выявление несоответствий методом оценки качества (испытания, контроль, исследования).

Группа затрат,  вызванных дефектами, считается убытками, и  подразделена на две подгруппы: затраты на устранение несоответствий в процессе производства; и затраты, связанные с удовлетворением рекламаций потребителей, вызванных несоответствием готовой продукции.

 

В стандарте ISO 9004-1 приведены следующие составляющие затрат на качество:

1)      Предупреждающие действия – затраты на мероприятия по предупреждению дефектов;

2)      Оценка – затраты на проведение испытаний, контроля и исследований по определению соответствия требованиям качества;

3)      Дефекты, в процессе производства – затраты, вызванные несоответствием продукции требованиям качества, выявленным до поставки (например, связанные с повторным предоставлением услуги, переработкой, повторными испытаниями, списанием, отходы);

4)      Дефекты, выявленные вне производства затраты, вызванные несоответствием продукции требованиям качества, выявленным после поставки (например, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом продукции, претензиями потребителей и возвратом, покрытием убытков и скидок, рекламациями на продукцию и юридической ответственности).

 

Далее рассмотри подробно каждую составляющую затрат на качество.

 

1.1. Затраты на предупреждающие действия

Диапазон мероприятий, направленных на обеспечение качества и предупреждение дефектов очень широк. К их числу относятся такие мероприятия, как построение системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000, построение системы всеобщего управления качеством (TQM), внедрение системы статистической обработки данных браке и  несоответствиях, проведение дней качества и др. Структура и величина затрат на предупреждающие действия изменяется в зависимости от используемых средств обеспечения качества. Построение системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 связано со значительными затратами, среди которых можно выделить следующие:

·        Затраты на построение и документирование системы качества: азработка методик качества; -разработка и ведение документации системы качества; -работа с персоналом, внедрение системы; - ведение документации, подтверждающей функционирование системы;

·        Затраты на правовое обеспечение системы качества: - приобретение законодательных документов; - юридическая экспертиза внешних и внутренних документов, связанных с обеспечение качества; - анализ контрактов на соответствие установленным юридическим нормам и требованиям; - сертификация системы качества; - проведение юридических консультаций внешних советников по качеству;

·        Затраты на информационное обеспечение системы качества: - разработка методов учета и форм регистрации данных о качестве; - построение системы информационного обеспечения и закупки информационного оборудования; - организация сбора информации о качестве; - обработка, хранение, анализ информации о качестве;

·        Затраты на обучение и подготовку кадров: - разработка методик определения потребности в подготовке и программ подготовки кадров в области качества; - определение и подтверждение квалификации сотрудников; подготовка и переподготовка сотрудников.

·        Затраты на учет, оценку и анализ затрат на обеспечение качества: - сбор данных о затратах на качество; - разработка документации по учету затрат на качество; - создание и обеспечение баз сравнения для оценки затрат на качество; - анализ затрат на качество и выпуск рабочих отчетов; - планирование и реализация мероприятий по снижению затрат на качество.

Функционирование системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 связано с дополнительными затратами. Затраты на функционирование системы качества так же относятся к категории затрат на предупреждающие действия. Обеспечение качества в рамках системы качества связано затратами реализацию методик  системы качества. К таким затратам относятся: затраты на выбор, оценку субподрядчиков; затраты на составление, анализ и утверждение документов на закупку в соответствии с установленными требованиями; затраты на технологическую подготовку производства; затраты на управление процессами проектирования, производства и технического обслуживания; затраты на выполнения установленных требований к упаковке, хранению и транспортировке; затраты на анализ качества продукции при эксплуатации и др. Обеспечение эффективности функционирования системы качества связано с затратами на ежегодные аудиты системы качества, программы подготовки персонала, подготовку и проведение ежегодного анализа системы качества на уровне высшего руководства. К затратам на функционирование системы качества относятся затраты на составление внутренней системы документации по всей проведенной деятельности (протоколы выполнения методик качества, протоколы контроля и др.) и затраты на ведение системы документации.

 

1.2. Затраты на оценку качества

   Затраты на оценку качества так же, как и затраты на предупреждающие действия определяются руководством, и  зависят от выбранных методов управления качеством.  Кроме того, они зависят от специфики выполняемой деятельности. Модель системы обеспечения качества, построенная согласно с требованиями стандартов ISO серии 9000 предполагает контроль соблюдения требований стандарта. К затратам на оценку качества могут относятся затраты на функционирование службы контроля, службы метрологического обеспечения (затраты на внешние метрологические службы) и внутренних лабораторий, затраты на составление методик контроля и протоколов выполнения процедур контроля, затраты на поддержание испытательного и контрольного оборудования в рабочем состоянии (профилактическое обслуживание). Объектами контроля могут быть продукция и процессы. Контроль качества продукции включает:

·        входной контроль (продукции, поступившей от поставщика);

·        контроль в процессе производства;

·        контроль готовой продукции.

Затраты на проектирование продукции связаны с созданием и испытаниями опытного образца продукции, планированием эксперимента, эксплуатационными испытаниями.

 

1.3. Затраты на дефекты в процессе производства

К затратам на дефекты в процессе производства относятся все внутренние расходы предприятия, вызванные несоответствиями процессов или продукции, находящейся в процессе производства. К ним относится стоимость брака и переделок; затраты на контроль и испытания переделанной продукции; затраты на утилизацию или вторичную переработку отбракованной продукции. К этой группе затрат относятся издержки, вызванные простоями производства вследствие низкого качества, а так  же издержки, в результате поломок и аварий. 

 

1.4. Затраты на дефекты, выявленные  вне производства

К затратам на дефекты, выявленные  вне производства относятся внешние расходы предприятия, вызванные несоответствием поставленной продукции. К ним относятся- затраты на исправление дефектов, обнаруженных после поставки,  повторный контроль и испытания; потери из-за снижения цены, вследст­вие несоответствия поставленной продукции; затраты на рассмотрение, анализ и удовлетворение рекламаций; затраты на гарантийные ремонты; стоимость возвращенной продукции; компенсации по судебным искам, вызванным ущербом, причинен­ным потребителю или обществу в процессе эксплуатации продукции.

 

2. Управление затратами на качество

Как было отмечено выше, затраты на качество состоят, из затрат на капиталовложения в управление качеством (затраты на предупредительные мероприятия и на оценку качества) и затрат на компенсацию ущерба, вызванного дефектами (потери). Потери, вызванные дефектами колебаться от 40 до 2 % от суммы реализованной продукции. В масштабах крупного предприятия уменьшение потерь даже на 0,1 %  по отношению к товарообороту дает значительный экономический эффект. 

 

Цель управления затратами на качество минимизация затрат на качество за счет уменьшения затрат на компенсацию ущерба, вызванного дефектами (потерь).

   Построение и сертификация системы управления качеством  согласно требований стандартов ISO серии 9000 позволяет уменьшить затраты на качество примерно на 25-30 %. За счет этого ведущие западные фирмы с высочайшим исходным уровнем организации производства такие, как SCANIA, VOLVO, PRIPS (Швеция), смогли повысить прибыль на 10-20 % .

Затраты, относящиеся к капиталовложениям в управление качествам устанавливаются руководством предприятия и в принципе могут изменяться в диапазоне от затрат на  контроль произведенной продукции (стоимость оценки качества) до затрат на внедрение и функционирование выбранной системы качества. Уменьшение убытков от брака определяет эффективность капиталовложений. Реальный уровень убытков от брака устанавливается путем сбора и обработки фактических данных.

.

Рис. Уровень  затрат на качество до и после построения системы качества (данные ассоциации Сэндхолма /Швеция/)

 

Чем выше уровень капиталовложений в управление качеством, и в частности, чем выше в капиталовложениях доля затрат на предупреждающие действия, тем меньше убытки от брака. С уменьшением капиталовложений в управление качеством, убытки от дефектов увеличиваются. На Рис. 27 представлены данные шведской ассоциации Сэндхолма, занимающейся вопросами консалтинга и  обучения качеству. Увеличение затрат на предупреждающие действия позволяют сократить суммарные затраты на качество на 25 %. В масштабах крупного предприятия это выражается в значительном экономическом эффекте.

Рис. Функциональная зависимость между составляющими затрат на качество

 

Изменяя затрат на предупреждающие действия, можно изменять затраты на оценку качества. Затраты на оценку качества и предупреждающие действия составляет сумму капиталовложений в управление качеством. Сумма капиталовложений в управление качеством и коэффициент эффективности капиталовложений регулируют уровень убытков от дефектов. Следовательно минимизация затрат на качество достигается путем управления убытками от дефектов за счет изменения капиталовложений в управление качеством.